Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Московский художник Феофан Ангелин

20.06.2009

«Как себя помню — рисовал», — вспоминает о детстве московский живописец Феофан Георгиевич Ангелин — художник лирического дарования, тонкий колорист, мастер, работающий во многих жанрах. На первой персональной выставке Ф. Г. Ангелина представлены тематические картины, пейзажи, портреты и натюрморты. Но это только небольшая часть работ, созданных художником за годы творчества.

Из окна мастерской Ф. Ангелина видна Масловка, которая стала родной для многих художников. Когда позволяет погода, можно открыть дверь и писать прямо на балконе. Если Ф. Ангелин не в творческой поездке, то он обязательно работает каждый день в своей мастерской: пишет портрет, натюрморт или новую картину. Человек он удивительно скромный, деликатный и добрый, беззаветно любящий искусство.

Ф. Г. Ангелин — прирожденный живописец, но так сложилась его судьба, что окончил он графический факультет.

Ф. Ангелин родился в селе Бешево Донецкой области в 1910 году. Детство его прошло в небольшой станице. Дома была хорошая библиотека, мальчик очень любил читать, много рисовал.

Потом военная служба на границе. В 1936 году приехал в Москву. Первый раз в жизни попал в Третьяковскую галерею. Был поражен и очарован Суриковым, Врубелем, Ге, Борисовым-Мусатовым. В этом же году поступил учиться в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова на графический факультет. Учился у И. И. Чекмазова, А. В. Лентулова, И. Э. Грабаря, Д. С. Моора, К. Н. Истомина. Занимался с большим увлечением литографией, офортом, оформлением книги, но всегда тянуло к живописи. Рядом с графической мастерской была живописная, которую вел С. В. Герасимов. Можно сказать, что Ф. Ангелин и у него учился, потому что постоянно бывал в этой мастерской — смотрел работы студентов, слушал объяснения С. В. Герасимова. В это время Ф. Ангелин сам много пишет. «Так любил живопись, что не мог заниматься только черно-белым», —вспоминает художник. Когда приходили на просмотр А. А. Осмеркин, С. В. Герасимов, то они обычно говорили: «Этому здесь делать нечего, ему надо на живопись!». Но комиссия уходила, а занятия продолжались дальше. Дипломной работой руководил Д. С. Моор. В 1942 году Ф. Ангелин с отличием защитил диплом картиной «Народные мстители», которая была показана на выставке в следующем году в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

После окончания института Феофан Ангелин некоторое время работал художником в Большом театре, откуда вскоре ушел на фронт.

Демобилизовался он в 1946 году. Надо было все начинать сначала. Были у молодого художника в это время только сапоги, шинель и общежитие, да горячее желание работать.

Начал постоянно ездить в деревню Велигож, работал очень много. Писал только то, что нравилось, что захватывало. Но картины никому не показывал, а выставляться не решался.

Впервые участвовал картиной «1918-й год» в выставке, посвященной 40-летию Советской власти. Она сразу же получила признание. Сейчас эта картина находится в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева. С этого времени Ф. Г. Ангелин — постоянный участник художественных выставок. Его произведения находятся во многих музеях Советского Союза.

Большая композиционная картина «1918-й год» (1957) написана художником очень своеобразно. Взяв военную тему, он не идет по пути батального ее решения. На картине высокая железнодорожная насыпь, под ней бежит ручей. На переднем плане около ручья настороженные кони, их придерживает и успокаивает боец. На самом верху насыпи две фигуры лежащих людей, тревожно всматривающихся вдаль, туда, где видны терриконы горящего Донбасса. Четко рисуются на фоне неба их силуэты: один в солдатской шапке, другой в буденовке, с ружьем за плечами. Вокруг полное затишье, но тишина — грозная, тревожная. Это напряжение усиливается контрастом между темной насыпью и светлым небом. Настороженно подняла голову лошадь, притаились бойцы, тревожно вспыхивает алый цвет на одежде красноармейца. Героическая тема в произведениях Ф. Ангелина получает взволнованно-романтическое звучание.

Художник часто обращается в своих произведениях к теме гражданской и Отечественной войны. Сам ветеран, он с любовью показывает тех, кто сражался за счастье людей («1918-й год», 1957; «Тревожные годы», 1967; «Поколение Николая Островского», 1967; «Комсомольская юность», 1970) или обращается к миру вещей военных лет («Никто не забыт», 1975; натюрморт «Буденовка»).

В 1967 году художник пишет картину «Поколение Николая Островского». На холсте изображен юноша в буденовке и шинели на фоне алого знамени. Суровое, волевое лицо, высокий открытый лоб, плотно сжатые губы, непреклонный взгляд. Уже название картины говорит о том, что перед нами собирательный образ целого героического поколения молодых. Это те, кто делал революцию, не щадя себя, защищал ее завоевания, строил новую жизнь. С образом красноармейца перекликается образ юной героини гражданской войны в картине «Комсомольская юность». Она посвящена легендарной Вере Кочубей, бесстрашной, самоотверженной, гордой. Художник создает романтический образ комсомолки.

На картине необъятное, тревожное небо, низко бегущие серые облака, вдали виднеется группа всадников. На переднем плане стоит около коня тоненькая девушка в шинели и буденовке. На ветру развеваются концы ее башлыка и полы шинели. Красивой линией рисуются на фоне неба силуэты девушки и коня с опущенной головой и развевающейся гривой. Кажется, вот-вот вскочит в седло Вера и понесется по бескрайней равнине. Сдержанный, суровый колорит подчеркивает значительность образа.

Вера Кочубей — девушка удивительной судьбы. Ее расстреливали белые, но она выжила и до конца гражданской войны оставалась в строю. А в Отечественную ушла со своим пятнадцатилетним сыном на фронт. В картине «Комсомольская юность» звучат гордость и восхищение удивительными людьми нашей Родины.

Большое эмоциональное и смысловое значение играет в картинах Ф. Ангелина пейзаж — один из любимейших жанров художника. Пейзажи он пишет постоянно, никогда не увлекается большими размерами холстов.

Много месяцев художник писал и деревенский пейзаж в Рязанской, Тульской, Московской областей, в Крыму и других местах Советского Союза. Он никогда не ищет внешне эффектных мест. Над каждым холстом работает долго. Композиции его пейзажей полны жизни и непосредственности. Нет у него постоянного, излюбленного колорита, цветовая гамма диктуется всегда самой натурой. Пейзажи Ф. Ангелина всегда одухотворенны, передают состояние природы, настроение. Глядя на них, почти осязаемо слышишь шелест листвы, запах сирени, кажется, пахнет медом многоцветье некошеных трав («Лесное озеро», 1963; «Осенний вечер», 1966; «Пейзаж с луной», «Цветущее поле», 1966 и другие). Искренняя любовь к природе, особая трепетность в передаче натуры, тонкое чувство цвета присущи всем пейзажам живописца. Интерес к передаче точного состояния природы, времени года, времени дня, колористических отношений данного короткого мгновенья на пленэре чувствуется в пейзажах Ф. Ангелина («Серый день на море», 1955; «Облачный день», 1956; «Перед грозой», 1965; «Иней за окном», 1974) и многих других.

На выставке Ф. Ангелина показано много интересных натюрмортов. Художник любит писать цветы. Очень часто на его полотнах появляются сирень («Вечер. Сирень», 1959; «Сирень», 1969; «Сирень в цвету», 1975), мальвы («Дикие мальвы», 1966; «Белые мальвы», 1968), скромные полевые и лесные цветы («Маки», 1955; «Васильки, ромашки», 1962; «Колокольчики», 1973). Цветы часто входят в композиции портретов («Девушка из Загорья», 1976). Полевые цветы художник изображает и в картине «Никто не забыт» (1975), которую он написал к 30-летию Победы. Почти весь холст занимает солдатский памятник. На его постаменте около стелы лежат солдатская каска, охапка ярко-красных маков и огромный букет полевых цветов. Вдали за памятником — золотое ржаное поле и деревня. Это земля, за которую отдали жизнь наши солдаты. Люди помнят о них, и эти цветы как бы говорят: «Никто не забыт».

Последние пять-семь лет в творчестве художника на первом плане портреты. Ф. Ангелин не пишет официальных, парадных портретов, они у него всегда интимны и камерны. Лучше всего удаются художнику лирические женские образы («Наташа», 1969; «Анисия Павловна», 1970; «Девушка в голубом», 1976; «Девушка из Загорья», 1976 и другие).

Поэтичен женский портрет «Девушка из Загорья». Девушка в голубом стоит в садике на фоне окна с голубыми наличниками и голубыми занавесками. Рядом со стройной девушкой — высокие мальвы, усыпанные красными, розовыми, белыми цветами. Портрет написан в красивой серебристо-голубой гамме.

Большой удачей художника стали портреты последнего времени, многие из них представлены на выставке. Художник рассказывает о себе: «Так люблю людей, что без людей жить не могу». Беззаветную любовь к искусству и людям художник пронес через всю жизнь. От портрета к портрету углубляется и совершенствуется мастерство художника. В этом залог дальнейших творческих удач Ф. Г. Ангелина.

 

Дагмара Папикян

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..