Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

ХУДОЖНИК ГЕРМАН БЕЗУКЛАДНИКОВ

25.10.2009

Пишу то, что знаю, чувствую, что вижу рядом", — говорит о своих картинах Герман Александрович Безукладников, живописец из подмосковного города Щелково. Из окна высокой мансарды, мастерской художника, видны уходящие к горизонту колхозные поля, с них порой доносятся звуки пахоты или жатвы, и художник с альбомом в руках направляется к своим героям — механизаторам и полеводам. И вот уже готовятся эскизы будущих картин прямо по свежим впечатлениям, по только что собранному материалу.

Бывает Г. Безукладников и в СПТУ, что в деревне „Медвежьи озера", неподалеку от Щелкова. Он пишет вихрастых подростков, в которых еще так много мальчишеского.

Циклы картин, посвященных современникам, людям труда, создал художник и они известны зрителю по многим выставкам. Показывались эти картины за рубежом, приобретались музеями, воспроизводились в печати. Мироощущение художника, как и его искусство, его живопись — радостное, оптимистическое.

Наверное, из страны детства, откуда, все мы родом, перенес живописец на свои холсты яркое солнце, светящиеся ореолы вокруг предметов, теплый колорит.

Память об алма-атинских улицах, где журчали арыки, пахло спелыми яблоками, а в просветах между ветвями пышных шелковиц виднелись сверкающие снежные вершины гор, до сих пор нет-нет, да и заставит кисть живописца воссоздать на холсте пейзажи, передающие ощущения тех дней.

„Босоногий светлоголовый мальчуган, штаны на одной лямке, в кармане трепещет пойманный воробей, а в душе блаженное состояние счастья, полноты жизни", — таким вспоминает себя художник.

Рисовать любил всегда. В изостудии Дворца пионеров постигал азы искусства, мечтая стать художником. Но началась война, и детство кончилось... Надо было включаться в трудовую жизнь, помогать семье. Четыре года продолжалась учеба в железнодорожном училище, потом работа помощником машиниста. Казалось бы, судьба решила по-своему... Но все же любовь и тяготение к искусству пересилили. Помогла и встреча с поселившейся в Алма-Ате венгерской художницей Илоной Токай, трагическая судьба которой была похожа на судьбы многих людей, безвинно пострадавших в те годы. Она угадала в юноше будущего художника, посоветовала родным не препятствовать его поступлению в художественное училище.

И вот сбылась мечта: он учится живописи, теперь все дни можно отдавать только рисованию. Много знаний дали занятия у профессора А. М. Черкасского, работа на пленэре, а рядом учились талантливые товарищи. С тех пор и на всю жизнь сохранилась дружба с Камилем Шаяхметовым, теперь известным советским художником.

Г. Безукладников окончил училище с отличием. Дипломная картина „А. С. Пушкин в Уральске" экспонировалась на республиканской выставке, а автор картины был рекомендован для продолжения учебы в Москве.

Поступив в 1951 году на живописное отделение Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, Безукладников попадает в сферу общения с самой талантливой художественной молодежью тех лет. Рядом, на одном курсе, учились Таир Салахов, Михаил Савицкий, Петр Смолин, Владимир Корбаков и еще многие другие.

В институте только что прошли крутые изменения. Несколько профессоров ушли из института, в том числе такие блестящие живописцы, как С. В. Герасимов и И. Э. Грабарь, прямые продолжатели традиций  живописной школы В. А. Серова и К. А. Коровина. Теперь связь новых поколений художников с традициями русского искусства осуществляли их ученики: В. Г. Цыплаков, Д. К. Мочальский, Г. Г. Королев.

Институт лишился своей творческой дачи в Крымских Козах, где во время летних практик студенты постигали тайны искусства пленэра. Теперь, начиная с первых курсов и до последних, молодежь на летние практики направлялась на фабрики, заводы, стройки и в колхозы.

В зимние семестры шел напряженный труд по овладению профессиональными знаниями.

Студенческая художественная молодежь середины пятидесятых годов отличалась большим трудолюбием, любознательностью, активностью. В этой творчески питательной среде, наполненной упорной учебой и началом поисков новых путей, где кипели споры, свергались кумиры, сочинялись остропроблемные капустники, — созревали духовно будущие мастера советской живописи.

Большой запас жизненных впечатлений дали летние практики на целинных землях Казахстана, где в 1954—1956 годах Г. Безукладников собирает материалы для будущих картин.

Без преувеличения можно сказать, что оказавшись в самом центре трудовой жизни новоселов, молодой художник впервые увидел действительность без прикрас, такой, какова она есть. С этого времени и на всю жизнь изображение людей труда стало основной сюжетной линией его творчества. Первой значительной картиной этого цикла стала созданная на целинном материале дипломная картина „Завтра пахота". Многие этюды, эскизы и зарисовки с целины экспонировались на выставках в МГУ и во Дворце культуры ЗИЛа, где они были показаны вместе с произведениями о целине уже известных московских художников. Знаменателен тот факт, что спустя двадцать пять лет Г. Безукладников снова едет на целину, в город Кокчетав, места тех далеких студенческих практик. На этот раз вместе со своими коллегами из Подмосковья, которые также в студенческие годы побывали на целине, он привез выставку „Художники Подмосковья на целине", которая экспонировалась и в Кокчетаве, и в совхозе „Ломоносовский". Большую часть картин этой выставки художники подарили Кокчетавскому музею.

Сопричастность к большим делам современности стала нравственной основой дальнейшего творческого пути Г. Безукладникова. Сразу же после окончания института молодой художник пишет ряд больших тематических картин на темы строек Сибири. Материал для картин был собран во время двух поездок в Сибирь. Первая из них в 1958 году была особенно знаменательной и плодотворной. Художник побывал и работал на Байкале, на Иркутской ГЭС, проплыл по Ангаре до Братска и месяц трудился над этюдами и зарисовками строительства электростанции. Затем было путешествие по Лене и Витиму, знакомство с золотыми приисками в районе Бодайбо. Он пишет картины на стройках таких гигантов, как Новосибирская и Красноярская ГЭС.

Огромные масштабы сооружений не смогли заслонить в воображении художника их строителей, именно образы рабочих, руками которых возводятся электростанции, города, заводы, линии электропередач, стали центром изображения таких работ, как „Утро Братской ГЭС" и „Песнь об Ангаре". Эти произведения несут в себе черты, общие с тематикой молодежной живописи тех лет, осваивающего новые пути в раскрытии суровой правды своего времени. 

В них изображены рабочие будни, простые, не приукрашенные, грубоватые лица строителей, и только романтические ноты, свойственные юности, вносят ощущение взволнованности и восхищения перед происходящими грандиозными действами.

Однако, несмотря на положительное стремление молодого художника брать и решать в своих картинах значительные темы современности, сил и мастерства было еще недостаточно. Сказывались пробелы в овладении пластикой, не хватало технических навыков. Г. Безукладников остро почувствовал необходимость продолжения профессиональной учебы уже в тесном контакте с жизнью. Десять лет после окончания института художник называет „годами странствий", когда параллельно с познанием окружающего мира и поисками своего пластического языка шло освоение мирового наследия, великих шедевров прошлого в поездках в Египет, Грецию, Италию и Францию.

Незабываемые впечатления остались после поездок на Север России, который по справедливости считается „Меккой" русских художников. Сохранившиеся в отдаленных уголках северной Руси древняя архитектура, живопись, старинные обряды — все это так питает душу художника, который испытывает при этом духовную близость к своим предкам, преемственность поколений.

... Весну и лето 1963 года Безукладников проводит в творческой поездке по республикам Средней Азии. Алма-Ата, Фрунзе, Ташкент, Бухара, Самарканд, Нурек — вот краткий перечень мест, где художник ставит свой этюдник и пишет, пишет, очарованный и людьми, трудолюбивыми, приветливыми, колоритно одетыми, и солнечными далями, и древней архитектурой и новостройками.

Но не только дальние края и страны привлекают живописца. В эти же годы, то есть с начала 60-х годов, поселившись в подмосковном городе Щелково, он создает много работ на темы окружающей жизни, в колхозах, на предприятиях и стройках Подмосковья. Такова его картина „Колхозные дали" о молодых строительницах.

Художника пленила тонкая красота центра России. „Особенно люблю писать раннюю весну и золотую осень, — говорит живописец, — когда краски природы сложные и благородные". 

В середине 60-х годов советское искусство претерпевало большие изменения. Художники, отказываясь от перенесения на холст непосредственных натурных изображений, искали новый пластический язык, основанный на организации форм в большие ритмы, как бы вскрывая их внутреннюю конструкцию, допуская большие обобщения и намеренно разрушая, казалось бы, незыблемые законы перспективы, светотени, анатомии для достижения особой выразительности и современности.

Стали заново изучаться Сезанн и постимпрессионисты, советские художники 20-х и начала 30-х годов. Пристальное внимание привлекло к себе древнерусское искусство.

В русле художественных поисков времени шла работа и в творческой лаборатории Г. Безукладникова.

Целый месяц, живя в деревне, пишет он небольшую картину „Дом в Машино", стараясь понять и пластически организовать структуру пейзажа. Тот же конструктивный ход прослеживается и в решении композиции крупнофигурной большой картины „Семейный портрет", где изображены за работой сразу три художника: сам автор, его жена и дочь. В обобщенных силуэтах фигур, в стилизации характеристик персонажей, в намеренном увеличении масштаба рук, в расчлененных плоскостях световых пятен фона художником была достигнута монументальность. Казалось бы, жанровый мотив превратился в нечто масштабное, значительное. Это еще более подчеркнула условная монохромная живопись картины. Три пигмента — красный, черный и охристый — понадобились автору для воплощения замысла. При смеси с белилами и друг с другом эти три цвета дали красивую, звучную и в то же время сдержанно суровую живописную гамму.

Еще более выразительно новый живописно-пластический прием прозвучал в картине «С Интернационалом», написанной к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина и изображающей Владимира Ильича с группой рабочих, поющих гимн пролетариата. Светотеневые ритмы картины образуют здесь круги, расходящиеся от центра наподобие зримых звуковых волн.

После творчески плодотворного лета 1971 года в деревне Кармолино художник пишет серию картин о скирдовании соломы. Они написаны широко, обобщенно. Светотеневые плоскости здесь то закругляются по поверхности стогов, подчеркивают зыбкую поверхность золотистой соломы и быстрые ритмы уборки. В картине „Шефы" взвод солдат, фигуры девушек, машины — все сгруппировано в цельные, ритмованные силуэты.

Картина „Хлеборобы" — это монументально решенный парный портрет представителей двух поколении: отца и сына, объединенных духовно в общем труде, в общих заботах о хлебе, о жизни.

"Кругизм" — так образно назвал художник свой  пластический стиль тех лет. Круг, шар — символическое   изображение   земной  поверхности,  вселенной

большой и вселенной малой: каравай хлеба, копны соломы.

 Такая метафоричность свойственна композиционному строю картины „Хлеборобы":  круглится, как каравай, скошенное поле, в нем, подобно цветку, лежат к центру фигуры комбайнеров, а в середине — белая скатерть, накрытая к обеду. Картина нарядно орнаментирована: зеленоватый островок сжатой нивы вокруг фигур, подобно венку, окаймлен золотой пшеницей, дальние планы чередуются в четком ритме кругов и плоскостей, на общем золотистом фоне только несколько голубых пятен: небо, васильки и кое-где в одежде; вдали — силуэты красных комбайнов — все это сгармонированное многоцветие создает ощущение радости и праздника.

Художественная метаморфоза лежит в основе картины „Весна 1945 года", изображающая солдатскую свадьбу в деревне. Цветущие яблони символизируют здесь возрождающуюся жизнь.

Прямые струны проводов и стальные конструкции опор  в  пейзаже „Подмосковная ЛЭП" пересекают сложные изгибы формы, создающие впечатление напряженности пространства, которое они и рассекают, и организуют в единое целое. Если вспомнить суровые монументальные картины Безукладникова 60-х годов, то сразу станут заметны большие изменения, происшедшие в его творчестве, которое стало тяготеть к лирическому настрою, Даже такая тема, как подготовка машин к весеннее страде в картине „Механизаторы", прозвучала у художника, как поэтический гимн весне, солнцу, человеку труда.

В пластическом решении этой картины уже нет того откровенного „кругизма", который в более ранних картинах был порой чрезмерно нарочитым, но четкая логика чередования ритмов плоскостей и форм холста говорят о том, что конструктивный период в творчестве художника прошел не зря.

В 80-х годах художник обращается к исторической тематике. Сюжетом картины „Пересвет" послужил момент далекой истории, повествующий о славном русском богатыре, иноке, вызвавшемся на поединок с татарским богатырем Челубеем в то ранее утро битвы на Куликовом поле. Летом 1980 года, то есть через 600 лет после кровавой сечи, художник приехал на место сражения, заночевал там, а ранним утром, еще до восхода солнца встал и, преодолевая наполнившее его волнение, написал этюд с натуры „Поле Куликово", который и лег в основу трех созданных впоследствии картин. Героическая былинная тема неожиданно свежо прозвучала в творчестве художника.

В 1980 году Г. Безукладников пишет картину „Первые трактористы". На этот раз его захватил сюжет из более близкой истории первых лет Советской власти. В местной щелковской газете «За коммунизм» он увидел старую фотографию первого трактора, появившегося здесь, на этой земле. Воображение сразу нарисовало все то, что происходило: окраину деревни и трактор, и столпившихся вокруг крестьян, по-разному реагирующих на невиданную машину, и тракториста в буденовке. Осталось только взять кисть и написать...

Но от замысла, как бы он ни был ясен, до воплощения проходит много времени, наполненного упорным трудом. И вот наступает миг, когда усталая рука откладывает кисть в сторону. Все, можно везти картину на выставку. Но в душе автора почти всегда остаются некоторые сомнения: все ли написано так, как нужно, живут ли герои в мире его холста, поймет ли зритель идею автора?

В этом же 1980 году Г. Безукладников пишет картину "С первой победой" к республиканской выставке, посвященной учащимся СПТУ. Эта картина на любимую им тему жатвы изображал праздник урожая, когда в поле, прямо у комбайна, происходит награждение молодых механизаторов. Девушки вручают комбайнерам цветы и каравай хлеба. Солнечная, нарядная эта тема не раз привлекала к себе художника. Впоследствии, продолжая совершенствовать композицию, углубляя образы людей, он пишет еще три варианта 1984, 1986 и 1987 годов.

1980 год был очень плодотворным для художника.

Кроме уже названных произведений, он начинает работать над серией картин на тему трудовой жизни работников сибирской птицефабрики к республиканской выставке "Нивы Алтая". Он едет Барнаул на месте собирает необходимый для работы материал. Знакомая автору сельская тематика получила в этой серии картин органичное и целостное воплощение. Окружающие птицефабрику пейзажи, цеха, трудовые коллективы — все это облекалось в поэтическую живописную форму пяти небольших картин.

В 1981 году Г. Безукладников работает над картиной "Ценою жизни", о подвиге стрелочницы на станции "Бологое", для выставки, посвященной 40-летию разгрома фашистов под Москвой.  Суровая трагическая тема, изображение мужества девушки, которая отдала жизнь, открывая путь эшелону с нашими бойцами, снова продиктовала художнику возвращение к тому условному изобразительному языку, который был свойствен его работам 60-х годов. Резкие изломы форм, свето-теневые контрасты, большая обобщенность послужили выразительности, усилили впечатление от изображения подвига. Особенно удался автору образ самой девушки. Ее склоненная голова, одухотворенность бледного лица создают контраст с мрачным окружением: лирическая нота прозвучала пронзительно, вторгаясь в мир хаоса и разрушения.

На зональной выставке "Подмосковье" в 1984 году и на седьмой выставке "Советская Россия" внимание зрителей привлекала картина "Юные механизаторы". Несколько неожиданной для художника была трактовка сюжета на фоне зимнего пейзажа. Голубой заснеженный пейзаж вдали, а на переднем плане — оранжевый трактор и воз; ученики СПТУ, современные подростки в ярких курточках, живые, наблюдательные лица, наметившиеся характеры будущих механизаторов. Цветовое решение основано на декоративных контрастах теплых и холодных силуэтов. Красочную структуру картины дополняет сложный орнамент деревьев с заиндевевшими ветвями, сиреневые пятна деревенских домов за ними, дымы, столбиками уходящие в зеленое морозное небо. Практические занятия по вождению трактора, обычные трудовые будни учащихся СПТУ преподавателем — вся эта, казалось бы, проза решена художником светло и поэтично.

"Мы из СПТУ" — групповой портрет трех подростков из серии картин художника о будущих механизаторах.

Мотив весны и юности звучит в картине "Завтра техосмотр". Вспоминается еще одно похожее название — "Завтра пахота". Это дипломная картина Безукладникова, написанная ровно 30 лет назад, еще такая наивная, по-юношески восторженная. В этой аналогии названий есть глубокий смысл, говорящий о цельности творчества их автора, о преданности и верности избранной им теме труда.

Созданная в 1985 году картина "Колоски 41-го года" написанная художником по воспоминаниям детства, когда он вместе с другими ребятишками после уборки собирал драгоценные колоски пшеницы. Знойное солнце окрасило все вокруг в золотистые тона, но мало от этого радости и тепла. Бледные, осунувшиеся, собрались ребята возле усталой учительницы. В их лицах — напряжение и тревога, а мысли — там, на фронте, где сражаются их отцы. Картина написана просто, естественно, без отвлекающих внимание эффектов, но он привлекает своей искренностью и жизненной правдой.

Художник часто обращается к изображению любимых мест своей юности. Он написал несколько вариантов картин на тему "В горах Алатау", где на фоне горных хребтов по привольным пастбищам с цветущими тюльпанами мчатся всадники, создавая впечатление бесконечного простора. С удовольствием пишет он солнечные картины "В чайхане", "Алма-Ата", "Праздник в ауле", "Свадебное шествие в Бухаре". Изображает уголки старых восточных городов, красочные базары, сбор урожая, отдельные бытовые

сцены.           

Г. Безукладников много путешествует и всегда, из всех поездок, привозит этюды и замыслы будущих картин. Так, круиз по странам Средиземноморья, где его особенно поразила Испания, вдохновил его написать целую серию картин об испанцах. Да и о других местах он создает небольшие, но яркие по выразительности картины и пейзажи. В Феодосии, Судаке и Коктебеле он пластически осваивает живописный ландшафт Киммерии, мощный силуэт Кара-Дага, пишет картину „Волошин".

Но более всего его захватывают пейзажи ставшего родным Подмосковья. Здесь он в полной мере проявил себя прирожденным колористом, мастерски владеющим способностью скупыми средствами передать состояние природы. "Осенняя тишина", "Последние ясные деньки", "Весна" — это все пейзажи настроения, основанные на проникновенном чувстве художника. Им созданы сотни пейзажей, бесконечно разнообразных и неповторимых, как сама природа, изображенная на них. При этом сами пейзажи порой так непритязательны, что вызывает удивление то обаяние, которое они при этом несут благодаря своей живописи. Художник, восхищенный каким-то уголком природы, угадывает в нем особые ритмы и краски, которые передают зрителям его восхищение.

Являясь с 1963 года членом Московской, областной организации СХ РСФСР, Герман Александрович Безукладников всегда в ее активном ядре, работая в сельской, молодежной и выставочной комиссиях МООСХ, в бюро живописной секции, в художественном совете КХР.

Свои картины художник экспонирует не только на крупных выставках, он показывает их на предприятиях, в СПТУ, в колхозах, за что награжден грамотой лауреата фестиваля "Золотая осень Подмосковья".

Нельзя здесь не упомянуть и о том, что десятки картин художника, сделанные им по заказам предприятий страны, находятся во всех ее концах.

Вторая персональная выставка Г. Безукладникова в Москве приурочена к 35-летию его творческой деятельности. Стаж большой, но в своем творчестве художник может вечно оставаться молодым, если он не устал удивляться и восхищаться, замечать новое и уметь это новое передать.

Жизнь бывает прекрасна и порой трагична. Но людям, нуждающимся в пище духовной, всегда будет свойственна потребность в правде, красоте и радости. И нравственная миссия художника — удовлетворять эту потребность, создавая свои картины.

 

П. ФЕДОРОВ.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..