Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

ХУДОЖНИК ЯРОСЛАВ ТИТОВ

29.05.2010

Когда анкетные данные сопоставляешь с биографией конкретного человека, его характером и судьбой, скупые слова из официальных граф оживают, обретая особую силу и ценность, наполняясь глубоким смыслом, обращенным из давних прожитых лет к нашим сердцам и в грядущее.

Мы знаем Ярослава Викторовича Титова как художника-коммуниста, заслуженного работника культуры РСФСР, участника многих крупнейших выставок, автора произведений, хранящихся в музеях (в том числе в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в Центральном музее Вооруженных Сил СССР), старейшего члена МОСХ и его активного общественника, многолетнего председателя Федерации наглядной агитации Спорткомитета СССР.

Мы знаем Я. В. Титова фронтового майора, участника сражений Великой Отечественной войны на Волховском фронте, под Ленинградом и Новгородом, на 1-м Дальневосточном фронте, художника, руководившего созданием музеев в честь побед на реке Свирь и на на Дальнем Востоке.

Мы знаем Я. В. Титова физкультурника, в числе самых первых атлетов удостоенного звания мастера спорта СССР, разностороннего спортсмена, доблестно защищавшего цвета "Динамо" и "Локомотива".

В творческой биографии Ярослава Викторовича и студенческая скамья в легендарном Вхутемасе-Вхутеине, и работа в бригаде АХР, первой выехавшей на Магнитку, и самые первые военные "Окна ТАСС", и этюды, написанные сегодня на улицах Москвы.

Я. В. Титову передалось художественное восприятие жизни, присущее его матери, талантливой актрисе, игравшей до революции на сцене известного Театра Корша. Он учился у замечательных педагогов, среди которых были Н. П. Ульянов, В. Н. Бакшеев, Н. Н. Купреянов.

Но главное в жизни и творчестве Ярослава Викторовича труд, постоянный, каждодневный труд на этюдах, в мастерской, в Доме творчества "Академическая дача". Воплощением этого труда являются такие значительные работы, как картины "Тревожное время. Москва, 1941 год", "Пути-дороги", "Футбол", "Русский хоккей", "Молодой месяц", "Гроза надвигается", "На передовую" и другие.

Графика Ярослава Викторовича Титова привлекает богатством жизненных впечатлений, глубиной осмысления наблюденного и мастерством исполнения. Обращаясь в своем творчестве к различным графическим техникам, автор тонко чувствует и умело использует их художественные возможности. Вдумчиво и увлеченно отражая повседневность, передавая атмосферу эпохи, Я. В. Титов создает листы, где эстетическое содержание подчеркивается красотой чисто графической пластики пластики литографии и офорта, акварели и гуаши, сепии и туши, фломастера и линогравюры.

Графические произведения Я. В. Титова запоминаются выразительностью рисунка. Карандашный рисунок с натуры с первых лет работы художника в искусстве стал основой всех других образно-пластических поисков, воплощая в композиции, в трактовке пространства, в ритме линий ив манере исполнения произведения суть художественного образа, придавая ему осмысленную конструктивность и содержательную динамику.

Графические листы Я. В. Титова отмечены продуманностью деталей, их тщательным отбором и активным взаимодействием в создании пластического образа. Художник сосредоточивает внимание на главном в человеке и в пейзаже. В портретах, изображая человека, Я. В. Титов достигает полного единства в передаче внешнего облика и в раскрытии духовного мира модели. Созданные художником образы убедительны, в них всегда чувствуется отношение художника к жизни и конкретно изображаемому. В портретах Я. В. Титова важны психологическая и нравственная характеристики человека.Точной линией Я. В. Титов мастерски передает движение и жест человека, которые помогают раскрыть состояние персонажа, часто говорят о его профессии. Когда мы видим на картине художника лыжника на дистанции, то будто ощущаем дыхание спортсмена и скольжение лыж. И движение здесь радостно. А в военном эпизоде в атакующих лыжниках-бойцах иное напряжение. Это война... Столь же реальны и выразительны движение, жест, осанка рабочих в листах из серии "Первая пятилетка". В них передано уважение к труду художника, который сам всегда справедливо осознает себя человеком-тружеником. Так в произведениях Ярослава Викторовича всегда. В спортивных сценах он сам спортсмен. В батальных сюжетах - воин. В пейзажах России истинно русский человек, неотделимый от родной природы.

Подростком будущему художнику посчастливилось видеть на митингах выступающего Владимира Ильича Ленина, а затем в составе группы ребят из школы художественного воспитания, приглашенных делегатами III конгресса Коминтерна, он посетил Кремлевский зал, где проходило одно из заседаний форума революционеров. Эти впечатления позволили Я. В. Титову в 1926 году создать достоверную, полную пафоса времени и острую по графическому решению литографию "В. И. Ленин говорит, III конгресс Коминтерна". Небольшая по размеру работа эта в то же время отличается органичной и глубинной монументальностью. Впечатляет острохарактерная фигура Ильича, решенная силуэтом на фоне драпировки зала.

Я. В. Титову привелось делать беглые наброски, встречаясь в жизни с А. В. Луначарским, с легендарным командармом Василием Блюхером. И эти интересные, правдивые зарисовки стали историческими документами, как и многие натурные работы военных лет, спортивная графика художника.

Личные впечатления, переживания и раздумья лежат в основе книжной и газетной графики мастера. Я. В. Титов близко видел Сергея Есенина, и это отразилось на его восприятии творчества поэта, что не могло не сказаться на решении обложки книги "Москва кабацкая" (1928). В изображении боксера на обложке книги Джека Лондона "Зверь из бездны" (1926) есть черты, которые мог передать только художник-спортсмен. Эта работа яркая и достойная параллель появившейся тогда же известной картины А. Дейнеки "Градополов". Уместно отметить, что Дейнека ценил в Титове и художника и спортсмена, считая, что сплав качеств того и другого помогает и в жизни, и в искусстве.В 20-30-е годы художник выполнил ряд обложек к книгам разных авторов. Их отличает высокий художественный уровень, присущий советской графике тех лет. Среди них обложки к книгам "Русская история" М. Покровского, "Красные дьяволята" П. Бляхина, "Проститутка" В. Маргерит, "Русские солдаты" К. Левина. Эпичная сказочность и тонкий лиризм заключены в шести филигранных заставках к "Руслану и Людмиле" А. С. Пушкина, являющихся подлинной жемчужиной в графике художника.

В рисунке на обложке "Комиссаров" Ю. Либединского, в работах для фронтовой печати (карикатуры на фашистов, иллюстрации к "Новым похождениям бравого солдата Швейка" М. Слободского) художник выступает как сын изображаемой эпохи, как ее гражданин и боец.

Говоря о графике Я. В. Титова, не могу не назвать вещи, которые захватывают меня как зрителя особенно и всецело. Это динамичный, деловой, полный духа созидания и достоинства рисунок "Порт" (1924) с его смелой и убедительной пространственной композицией, с острым и выразительным решением ритма, объемов, линии, цветового пятна. Это несущий в себе магию волшебства и искусства, насыщенный энергией, грацией, остроумием лист "Цирк" (1928), такой лаконичный и содержательный по композиции, цвету, темпу исполнения. Это рисунки, которые олицетворяют тревожное и радостное время первой пятилетки ("Гора Атачь. Добыча руды", "Мотористка", 1939). Это работа гуашью "Баскетболистки" (1939), офорты "Кросс", "Теннисисты" (1933). Венчает названные произведения исполненный тушью портрет "Девушка" (1939), в котором я нахожу глубокое раскрытие внутреннего мира молодежи тридцатых годов трудного, подчас очень сурового времени, когда люди умели любить и наслаждаться жизнью, пронося через невзгоды красоту чистых чувств и помыслов. Именно такие люди выстояли и победили в Великой Отечественной

.Интересны созданные на протяжении послевоенных лет и ныне, в 80-е годы, рисунки на спортивные темы, изображающие прыжки с шестом и в длину, бег, хоккей.

Опытный художник вновь и вновь пополняет свое представление о жизни, рисуя с натуры, находясь в гуще событий, снова создает образы современника, дорогой ему Москвы и русской природы.

Ярослав Викторович Титов с юных лет идет в рядах тех, кого по их труду, по их пониманию гуманизма называют "идущие впереди". Это созидатели и бойцы. Это коммунисты. Не терпя помпезности, не зная самообольщения и успокоенности, они работают. Работают каждый день, при любых обстоятельствах. Это качество полнее и точнее всего характеризует Я. В. Титова человека и художника.

Все шестьдесят лет творчества он верен правде жизни, а не какой-либо модной в то или иное время изобразительной манере. Развивалась жизнь, обновлялся и пластический строй его художественных образов. И сейчас мастер не подражает ни своим юношеским работам, передающим атмосферу 20-х годов, ни какому-нибудь нынешнему "современному" течению. Я. В. Титов реалист, а реализм постоянно углубляет свои корни и неизменно обогащается новыми знаниями, свежими художественными идеями и пластическими решениями. Именно такова органичная, обогащенная мудрым жизненным опытом живопись и графика Я. В. Титова в 80-е годы.

Глядя на сегодняшние картины и графические листы художника, видишь жизнь страны мир интересов автора. Таков его триптих "Люди, будьте бдительны!" ("Фашизм", "Мы за мир", "На страже Родины" , таковы сложные, интересные по психологизму и эмоциональности картины "Ожидание", "Рассвет над Москвой", "Последний гол в сезоне", "Утро. У метро", пейзажи, написанные в Калининской области.

Выставка работ Я. В. Титова персональная, и личность автора чувствуется в каждом произведении, что составляет отрадное качество экспозиции. Но на выставке Ярослава Викторовича ощутимо и другое: встречаешься с творчеством художника плоть от плоти своего поколения, своего народа, и народная жизнь, глубоко им постигнутая и раскрытая, составляет главное впечатление от выставки.

У Ярослава Викторовича есть высокие и достойные награды, дипломы, грамоты. Но суть его жизненного и творческого пути, пожалуй, наиболее ярко и глубоко раскрывается в трех простых, ответственных и гордых словах русский советский художник. К Я. В. Титову они относимы полностью. 

И. Купцов

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..