Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

ГРАФИК-ИЛЛЮСТРАТОР В.П. ВЫСОЦКИЙ

20.06.2010

В победном 1945 году возвращался с фронта в Москву офицер Владимир Петрович Высоцкий. Позади четыре года войны, служба во фронтовых газетах Крыма и Кавказа. В подразделениях, действующих на переднем крае, художник рисовал портреты отличившихся в бою воинов, запечатлевал эпизоды трудных ратных будней. Был награжден орденом Красной Звезды, боевыми медалями.

С фотографии тех лет на нас смотрит по-мужски красивое, весёлое, волевое лицо, словно сошедшее с кадров послевоенного экрана, — лицо киногероя, обаятельного, легко преодолевающего все трудности.

Мирная жизнь началась для Высоцкого необычно» Его служба продолжалась в составе Студии военных художников имени М.Б. Грекова. И снова — военная тематика, командировки на Дальний Восток: в Порт-Артур и Маньчжурию. Но властный зов мирной жизни, в которую страна входила бурно и бесповоротно, был неодолим. Жизнь открывалась новыми гранями — природа, путешествия, искусство, свободные, счастливые, полные замыслов и планов люди.

Художник любовался природой — теперь можно было вздохнуть полной грудью, лес и поле уже не грозили взрывом гранаты или пулеметной очередью. Его пейзажи тех лет просты и бесхитростны. То была простота первого открытия природы, когда как бы нет второго плана, и мы, глядя на них, не задумываемся о сложных взаимосвязях и конфликтах.

Кажется, что с блокнотом и карандашом Высоцкий в те годы не расставался. В его рисунках очень сильна полнота эмоциональной передачи мирного бытия, они искренни и простодушны. Чувство влюблённости в жизнь, в её яркий, вечно манящий свет он пронесет через всё свое творчество.

Значительное количество работ, представленных на настоящей выставке, созданы художником в 1940—1950-е годы — годы творческого взлета, открытий, той ликующей цельности мировосприятия, когда рисунки создавались будто бы на одном дыхании.

Жажда познания жизни во всех ее проявлениях особенно ощутима в путевых зарисовках, когда восторженное восприятие мира сменяется более углублённым, зорким и пристальным. В 1950-е годы Высоцкий много путешествует, ездит в творческие поездки в Среднюю Азию, Корею, Китай, Польшу, Болгарию. В его графических сериях привлекают и умение свежо передать своеобразие незнакомой ему природы и жизни («В колхозе под Самаркандом». Из серии «Средняя Азия»; «Город Кэсон». Из серии «Корея»), и внимание к психологическому состоянию героев («Портрет артиста китайского цирка»), и меткость точного, остроумного наблюдения («Деловой ксёндз». Из серии «Польша»).

В поездках Высоцкий всегда рисовал, и всегда с ним была кинокамера — его вторая любовь. Может быть, поэтому его за¬рисовки порой напоминают документальные кинокадры. Кажется даже, что он и не строит композицию, не продумывает её строго. Но если посмотреть более внимательно, то отмечаешь особое внимание художника к выбору момента для рисунка, особый ракурс, выражающий его собственное отношение к изображаемому. Он был художником-документалистом, ценящим естественное дыхание реальной жизни, и боялся излишней рациональностью и выверенностью его нарушить.

Художник добивался успеха в самых различных техниках: офорте, акварели, цветном карандаше, но, пожалуй, наиболее самобытные натурные рисунки появлялись в результате мастерского владения тушью и пером. Они возникали легко, импровизационно, с первого прикосновения руки к бумаге, а уже потом шел долгий композиционный и колористический поиск.

В серии «Ленинград» использование техники размытой туши помогает художнику передать сложное в светотеневом отношении состояние северной природы в разное время года и суток. Работы, посвящённые Корее, передают впечатление от выжженной солнцем земли. Напоены светом, воздухом, запахом моря пейзажи дорогого его сердцу Коктебеля, пронизаны солнечными лучами виды Болгарии, строго графичны зимние пейзажи Польши. В этих рисунках ощущаются уроки любимого учителя Высоцкого — П. И. Львова.

Непосредственность восприятия свойственна и портретным зарисовкам художника. Психологической точностью и щемящей искренностью отмечен поистине трагедийной силы портрет скульптора Степана Эрьзи, сделанный в 1952 году на собрании в МОСХе.

Часть творческого наследия художника не сохранилась. Требовательный к себе, скромный, Владимир Петрович многое в собственном творчестве недооценивал, свои работы щедро раздаривал друзьям и знакомым.

Студия военных художников имени М. В. Грекова после войны располагалась в здании Центрального театра Советской Армии. Высоцкого захватил загадочный мир театра, он стал его страстным поклонником и своеобразным пропагандистом. Наверное, это не было случайностью: художник, по воспоминанию близких, сам обладал актерским даром, хорошо пел, читал стихи. Ежедневно Владимир Петрович приходил на репетиции — и рисовал, рисовал… Так рождались уникальные в своей документальной достоверности рисунки, составившие серию «Театральные зарисовки. Актеры в ролях».

Старожилы помнят, как гремела в Москве слава спектакля «Учитель танцев» с В. Зельдиным в главной роли. И вот на рисунках Высоцкого предстают герои знаменитого спектакля. Несомненную документальную ценность имеют и портреты участников спектакля «Молодая гвардия», который поставил со своими учениками режиссёр С. Герасимов еще до съёмок фильма. В них передан счастливейший момент духовной слитности актрис И, Макаровой и Н. Мордюковой с образами своих героинь — Любови Шевцовой и Ульяны Громовой.

Успех окрылил художника. Он рисует Н. Мордвинова в роли Отелло в спектакле Театра имени Моссовета, Е. Козыреву и Б. Толмазова, играющих в «Грозе», героев «Клопа» и «Бани» в постановках Театра сатиры. Некоторые из этих рисунков находятся ныне в Центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина.

В 1950—1960-е годы основной интерес Высоцкого сосредоточен на журнальной и книжной иллюстрации. Его рисунки печатаются в журналах «Огонёк», «Советский Союз», «Советская женщина», «Работница». Удачей художника можно считать иллюстрации к роману Г. Фаста «Спартак». Художник активно сотрудничает с издательствами «Правда», «Просвещение», Воениздат, «Московский рабочий», «Детская литература».

Высоцкий иллюстрирует романы Г.Уэллса, Ж. Верна, Ф. Купера из популярной серии «Библиотека приключений и научной фантастики». Его рисунки отличают обстоятельность, пластическая завершенность, рассчитанные на детское восприятие, интерес к яркой, запоминающейся детали, костюму персонажей, приметам быта. В их трактовке автор подобен театральному художнику. Возникает ощущение, что на страницах книг он как бы ставит увлекательный спектакль, где действуют жизненно полнокровные, зримо осязаемые образы, в которые мы безоговорочно верим. Никаких условностей и намёков — все в полную силу, в полный размах фантазии.

Романтическая устремленность художника, его любовь к путешествиям воплотились в иллюстрациях к роману Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада». Он с юношеским восторгом воссоздаёт мир, полный приключений, где действуют сильные, азартные, отчаянные люди. Автор как бы сам становится участником захватывающего действия.

Творческой удачей Высоцкого явились иллюстрации к роману Д. Свифта «Путешествие Гулливера» (издательство «Московский рабочий»), С точки зрения внимания художника интересна его работа над книгой Л. Раковского «Генералиссимус Суворов». Художник мог переворошить гору книг, чтобы собрать по крупицам сведения по истории, этнографии, нравам, культуре тех стран и времён, о которых написаны книги. Он боялся быть неточным, и его фантазия всегда отталкивалась от подлинного знания. Он уважал труд писателя, стремился стать его полноправным соавтором, обогатить слово пластическим видением, донести до читателя духовно-содержательный образ произведения, ни в чем не исказив его.

Иллюстрации к роману английского писателя У. Коллинза «Женщина в белом» — тщательно построенные мизансцены, очерчивающие сложные отношения персонажей, передающие их характеры и настроения. Автор избирает фронтальную, классически уравновешенную композицию, но нервная штриховка линий, часто по диагонали, неожиданное их пересечение, резкая контрастная светотень создают в рисунках ощущение беспокойства, вносят в них странный внутренний дискомфорт. Каждая главка начинается с буквицы, изящной, метафорически ёмкой.

Художник стремился трактовать мелодраматическое содержание как социально-психологическую драму.

Эти же задачи художник ставит при работе над вторым романом У. Коллинза — «Лунный камень». В иллюстрациях передана напряженность сюжетных ситуаций известного детектива.

Быстрая, уверенная линия, точный штрих, яркая характерность персонажей; в иллюстрациях Высоцкого обычно нет ничего аморфного, размытого — их отличает внимательнейшее прочтение литературного произведения, вкус, точное ощущение слова, его интонации, активное желание как можно интереснее для читателя организовать пространство книжного листа.

Жизнь Владимира Петровича Высоцкого и в 1970-е годы, несмотря на болезни, полна напряженной работы. Вместе с художниками — ветеранами Великой Отечественной войны он едет в творческую поездку в Севастополь и на Черноморский флот — по местам своей боевой службы, результатом чего стала групповая выставка и вечер в московском Доме художника. Он дарит свои работы из серии «Ленинград и Кронштадт» Шушенской народной картинной галерее.

Он рисует всегда и везде — на улицах, на собраниях, дома. А в минуты отдыха Владимир Петрович перочинным ножом режет из дерева шахматы и раскрашивает их, создавая рукотворные серии: «Древний Египет и Ассиро-Вавилония», «Ледовое побоище», по чертежам строит модели парусников XVII века.

Так и минуты отдыха становились Временем Творчества.

 

Тамара Дмитрохина

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..