Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

ВОЛЖСКИЙ ПЕЙЗАЖ В СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ

19.11.2010

Волга, одна из полноводнейших рек России, часто становится объектом для написания пейзажей. Советские художники писали Волгу не только как удивительно красивый природный объект, но и как мощную транспортную артерию страны. Волжские пейзажи отличаются некоей внешней простотой, интересной для многих ценителей советской живописи.

            Картина «Волга» Владимира Георгиевича Гремитских – пример индустриального пейзажа. На широкой глади реки виднеется несколько барж, как на переднем плане, так и дальше в глубине картины. Художник выразил в этой работе две очень важные мысли. Во-первых, насколько широка Волга, представляющая после взгляда на картину просто необъятной. Во-вторых, как важна эта река для промышленности страны, и насколько активно её использование. Этот пейзаж середины ХХ века наглядно демонстрирует зрителю активность восстановления страны в первое послевоенное десятилетие.

            Весьма необычный вид на реку ночью предстаёт перед зрителем на картине «Огни строительства Куйбышевской ГЭС» того же автора. Это очень интересный этюд, написанный художником с корабля. Вся картина воспринимается как одна большая плоскость, без каких бы то ни было разграничений. И ночное небо, и вода одинаково темны, поэтому они слиты в единый тон. Художник тщательно и очень профессионально прописал рассеивающийся в ночной тьме свет прожекторов, выхватывающий из темноты мелкие детали сюжета. Для индустриального пейзажа ночные этюды не слишком характерны, поэтому картина, безусловно, является интереснейшим образцом масляной живописи, посвящённым данной теме.

            «На Волге» - это летний пейзаж, открывающий зрителю всю красоту этой реки. Эта работа заметно отличается от предыдущих картин. Прежде всего, тем, что Волга здесь предстаёт не промышленным объектом, а просто одной из красивейших российских рек. Яркие краски растений, цветущих на берегу, превосходно ложатся на чистый синий фон реки. Дальний берег обозначен лишь виднеющейся вдалеке полосой, потому кажется, что ширина Волги просто необъятна.

            Волжский пейзаж «Вечер» привлекает внимание своей необычностью. В основе лежит часто используемый в живописи сюжет – отражение в воде различных объектов. Но в данном случае эта тема обыграна художником очень изящно. Отражение отделено от реальности лишь тонкой светлой чертой, в остальном же грань неразличима. Мастер использовал при прорисовке отражений те же цвета и оттенки, что и при написании «оригинальных» объектов. Поэтому даже не сразу ясно, что же именно находится на мало освещённом берегу – деревья, недостроенные здания или храмы. Вся работа выполнена широкими резкими мазками, свойственными масляной живописи в стиле импрессионизма.

            Волгу на картинах часто изображают могучей судоходной рекой, поэтому художники, как правило, стараются писать её летом или осенью, в пору наибольшей активности. Тем не менее, существуют и картины, показывающие Волгу зимой, как например «Замёрзшая река». На этом зимнем пейзаже Волга предстаёт перед зрителем покрытой слоем льда и снега, с наметёнными сугробами. Данная работа показывает всю сущность зимы – на ней ясно читается и холод, и пронизывающий ветер с реки и начинающаяся вдалеке метель, соединяющая речную гладь и небо.

            Волжские пейзажи, написанные в разное время года, поражают своим разнообразием. Они раскрывают тему реки с многих сторон, давая возможность в полной мере оценить красоту и значимость Волги для нашей страны. Поскольку работ, посвящённых этой теме, достаточное количество. Можно не сомневаться, что каждый сможет найти среди них что-нибудь действительно подходящее для себя.

 

Анна Ковалёва

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..